Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.
Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.
Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.
Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют 6%.
Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.
И, наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения (Н.Хилл).
Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.
Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох да заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский
- Назовите ситуации, когда выбор профессии сделать легко и ничто не создает препятствий.
- Назовите ситуации, когда выбор профессии сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.
- А что именно мешает сделать выбор профессии в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора профессии смелость, решимость?
-Кто из окружающих способствовал выбору профессии? Чье мнение было более авторитетно для вас?
-Кто несет ответственность за выбор профессии?
Выбор профессии, сферы деятельности относятся к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. Как полюбить свою профессию и достичь профессионального успеха - об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке.
Содержание понятия «профессиональная деятельность.
Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.
Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.
Можете назвать их? А кто-нибудь мечтает о такой профессии? Почему? В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом? Как этого избежать?
Действительно, чтобы получить достойную профессию, достичь профессионального успеха, достичь определенных высот в жизни, человек обязательно должен ставить перед собой цель.
Вспомните притчу о работниках, которые везли тачки с камнями. Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы:
О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм. Дайте определение понятию профессионализма (компетентность, творческая активность, повышение квалификации, начало возможности достижения высоких результатов труда). “Тот, кто знает очень много, об очень малом”
Упражнение «Есть!»
Выполнив упражнение, вы узнаете, насколько у вас сформированы личностные навыки? Постарайтесь быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении.
Полезные навыки |
Всегда |
Часто |
Редко |
Никогда |
Довожу дело до конца |
|
|
|
|
Я требователен к себе |
|
|
|
|
Умею преодолевать трудности |
|
|
|
|
Умею распределять время |
|
|
|
|
Учитываю мнение других |
|
|
|
|
Я человек слова |
|
|
|
|
Качества, которые вы только что оценивали, определяют профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Сегодня узнали секрет достижения профессионального мастерства. Он прост. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением?
Поговорите об этом со своими родителями. Насколько совпадают их «хочу», «могу» и «надо»? Довольны ли они тем, как сложилась их профессиональная карьера?
о возможностях создания «профессионального плана»
У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
2. Упражнение «Хочу-могу-сделаю!»
В соответствии с лестницей успеха проанализировать следующие жизненные ситуации:
А) учиться без троек;
В) получить вторую специальность;
Г) купить мотоцикл; сотовый тел;
Д) прочитать 2 книги в месяц; и т.д.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
3.Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты”
Про старушку.
В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?
- Каковы были её жизненные ценности?
Схема профессионального планирования
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о профессии. При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: перемена места жительства, состояние здоровья, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю |
Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. |
Ближайшие задачи и более отдаленные цели |
Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста |
Пути и средства достижения ближайших целей |
Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (колледж, ВУЗ, курсы) |
Внешние препятствия на пути достижения цели |
Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей |
Свои возможности для достижения цели |
Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные варианты и пути их достижения |
Например: “не закончу колледж – поступлю на ту же специальность в другой город “ и т.д. |
V.Практический блок
В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы.
Ответы на эти вопросы – и есть ваш “смутный” профессиональный план.
В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать.
Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.
ОСОЗНАЙТЕ СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (иметь предназначение-значит иметь причину, желание, цель, задачи и стремление) |
Во-первых, это определение и оценка своих “хочу” и “могу”, во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебном заведении, профессии, предполагаемом рабочем месте и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели. Для достижения профессионального успеха очень большое значение имеет мотивация к нему, то есть насколько сильно хочется достичь цели и почему. |
ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ СТРАСТЬ (страстный человек, прислушиваясь к своему сердцу, уверенно идёт к своим целям и мечтам) |
Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу. |
ОБДУМАЙТЕ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ (собрать все шаги воедино и обратить их в реальный план действий) |
Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. Исследование шансов успешности в каждом варианте: “Могу ли я на деле осуществить данный вариант?” Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы. |
СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ РАЗВИТИЕМ (учитесь, пробуйте,делайте,анализируйте.) |
Меняться (обучаться, самосовершенствоваться) ещё до того, кавк вам это станет нужно, чтобы постоянно двигаться вперёд к достижению статуса «профессионала» |
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
3. Практическое упражнение: «Допиши фразу»
VIII. Рефлексия: “Я – через 10 лет ”
Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни. Через 3 года вы окончите колледж и станете специалистами, многие обзаведутся собственными семьями. А можете ли вы представить себя через 10 лет. Попробуйте ответить на следующие вопросы.
Кем я вижу себя через 10 лет в профессии? |
|
Чем я хочу заниматься через 10 лет? |
|
Каких результатов я хочу добиться через 10 лет? |
|
Каким человеком я хочу стать через 10 лет? |
|
Где я хочу побывать в течение следующих 10 лет? |
|
Каково моё финансовое положение через 10 лет? |
|
Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. ЕСЛИ ВЫ СЕГОДНЯ выполнили все задания, то вы доказали, что готовы к реальной жизни. Я надеюсь и верю в вас.
Задание: "Личный профессиональный план"
1.Ознакомтесь с лекционным материалом и выполните все задания по теме урока.
2.На проверку пришлите мне следующие задания:
1.Практическое упражнение: «Допиши фразу»
2.Заполненную таблицу
Полезные навыки |
Всегда |
Часто |
Редко |
Никогда |
Довожу дело до конца |
|
|
|
|
Я требователен к себе |
|
|
|
|
Умею преодолевать трудности |
|
|
|
|
Умею распределять время |
|
|
|
|
Учитываю мнение других |
|
|
|
|
Я человек слова |
|
|
|
|
3. Заполненную таблицу
Кем я вижу себя через 10 лет в профессии? |
|
Чем я хочу заниматься через 10 лет? |
|
Каких результатов я хочу добиться через 10 лет? |
|
Каким человеком я хочу стать через 10 лет? |
|
Где я хочу побывать в течение следующих 10 лет? |
|
Каково моё финансовое положение через 10 лет? |
|