Ақмола облысы білім басқармасының  жанындағы "Есіл қаласы, агротехникалық колледжі" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсшпорны
Государственное коммунальное  казенное предприятие «Агротехнический колледж город Есиль» при управлении образования Акмолинской области.

Мы в соц.сетях

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Формы и методы производственного обучения

Формы и методы производственного обучения

 

Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает производственное обучение.

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

  • соединение обучения с производительным трудом обучающихся;
  • формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;
  • разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;
  • применение методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование прочных профессиональных умений и навыков;
  • развитие самостоятельности, творческой активности и технического мышления;
  • выработка умений применять знания в производственных условиях;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • комплексное использование наглядных пособий, технических средств обучения и информационных технологий.

В соответствии с этими направлениями разрабатывается. Производственное обучение как часть учебного процесса современная методика производственного обучения, которая включает деятельность мастера – инструктирование и деятельность учащихся – учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях.

Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:

  • создание у учащихся ориентировочной основы деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнения и контроля действий;
  • руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий;
  • контроль и анализ учебных успехов учащихся, про­верка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.

Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок. При урочной форме организации обучения все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

При обучении в условиях производства основными формами организации учебного процесса являются:

  • обучение учащихся в составе ученических бригад;
  • обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
  • индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.

Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику. Для производственного обучения характерны такие формы, как производственные экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся.

Методы производственного обучения это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании учащихся образ трудовых действий, которые они должны освоить.

Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности.

В последние годы внимание мастеров производственного обучения профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились определенные пути применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.

Мы дали общую характеристику процесса, форм и методов производственного обучения. Это основа общей методики производственного обучения, которая дает ориентиры при выборе форм и методов применительно к основным периодам обучения.

 

Уважаемые мастера производственного обучения.   В период пандемии коронавируса, возникла необходимость в проведении дистанционного обучения не только теоретических занятий, но и производственного обучения. В настоящее время мы не имеем возможности изменить ситуацию. Для проведения уроков производственного обучения в дистанционном режиме предлагаем несколько советов:

 

Использовать:

1.         Видео-уроки, подготовленные мастером п/о с использованием различных программ

2.         Мастер-классы (видео, презентации)

3.         Обучение на опыте новаторов производства.  Использование видео по изучаемой теме из  интернет-источников  (ссылки, загруженное видео) и др.

 

Задания:

         составить технологическую схему процесса...

         составить алгоритм (порядок действий при выполнении какой-либо работы)…

         ответить на вопросы, носящие практический характер. Формулировка примерно такая: Что произойдёт, если…? Каким образом…? Что делать, если…? Как делать…? Почему так, а не иначе?

         работа по карточкам-заданиям (сделать расчёты, найти ошибки и пр.)

         решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т. п.);

         выполнение вычислений,  расчетов, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками  (дать интернет-ссылку на НД) и др.

 

в принципе все они могут служить основой построения методического аппарата, активизирующего процессы производственного обучения в дистанционном режиме. При этом надо понимать, что выбор конкретных методов и форм, зависит от специфики профессии, общего построения учебного процесса, его содержания.

 

Рекомендуем использовать следующую форму плана. Данный план может быть вашим электронным учебно-методическом комплексом по профессии.

         Электронные ресурсы урока по дистанционному обучению   (для мастеров)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_________________________________________________________________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  ________________________________________________________________________

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ__________________________________

 

Дата

группа

Модуль (раздел)

Часы по ПТП

Тема занятия

 

Ресурсы для проведения занятия  ( вставить ссылку на скачивание данного материала или ссылка на его размещение и свободный доступ   )

 

Дополнительные материалы внешние ресурсы-с интернета Предоставляется ссылка на электронную версию

Используемые видео материалы (созданные вами )

Теоретический  (материал для повторения пройденного на уроках теории )

Презентации

Ззадания для самостоятельной работыпрактической  работы

Ззадания для контроля

( вставить ссылки, указать рядом  что именно используется: ролик, тест и т.д.)

1

2

3

4

8

9

10

 

11

12

13

 

13. 04.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.04.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Текст