Формы и методы производственного обучения
Главное место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессионально-техническом учебном заведении занимает производственное обучение.
Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:
В соответствии с этими направлениями разрабатывается. Производственное обучение как часть учебного процесса современная методика производственного обучения, которая включает деятельность мастера – инструктирование и деятельность учащихся – учение. Инструктирование и учение тесно связаны и влияют друг на друга.
Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности – выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях.
Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.
Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составляют сущность инструктирования деятельности мастера, которая включает следующие основные элементы:
Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами.
Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся.
Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно-производственных участках предприятий является урок. При урочной форме организации обучения все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры – вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
При обучении в условиях производства основными формами организации учебного процесса являются:
Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику. Для производственного обучения характерны такие формы, как производственные экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.
Формами учебно-производственной деятельности учащихся являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся.
Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются умственные, физические и творческие способности.
Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно примеряют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).
Словесные методы используют при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует в сознании учащихся образ трудовых действий, которые они должны освоить.
Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно, глубоко знать их дидактические возможности.
В последние годы внимание мастеров производственного обучения профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
Мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; составление технологической карты и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.
Таким образом, в передовой педагогической практике уже наметились определенные пути применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении. Задача состоит в расширении этих поисков, в доведении имеющегося опыта до широких кругов практических работников.
Мы дали общую характеристику процесса, форм и методов производственного обучения. Это основа общей методики производственного обучения, которая дает ориентиры при выборе форм и методов применительно к основным периодам обучения.
Уважаемые мастера производственного обучения. В период пандемии коронавируса, возникла необходимость в проведении дистанционного обучения не только теоретических занятий, но и производственного обучения. В настоящее время мы не имеем возможности изменить ситуацию. Для проведения уроков производственного обучения в дистанционном режиме предлагаем несколько советов:
Использовать:
1. Видео-уроки, подготовленные мастером п/о с использованием различных программ
2. Мастер-классы (видео, презентации)
3. Обучение на опыте новаторов производства. Использование видео по изучаемой теме из интернет-источников (ссылки, загруженное видео) и др.
Задания:
составить технологическую схему процесса...
составить алгоритм (порядок действий при выполнении какой-либо работы)…
ответить на вопросы, носящие практический характер. Формулировка примерно такая: Что произойдёт, если…? Каким образом…? Что делать, если…? Как делать…? Почему так, а не иначе?
работа по карточкам-заданиям (сделать расчёты, найти ошибки и пр.)
решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т. п.);
выполнение вычислений, расчетов, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками (дать интернет-ссылку на НД) и др.
в принципе все они могут служить основой построения методического аппарата, активизирующего процессы производственного обучения в дистанционном режиме. При этом надо понимать, что выбор конкретных методов и форм, зависит от специфики профессии, общего построения учебного процесса, его содержания.
Рекомендуем использовать следующую форму плана. Данный план может быть вашим электронным учебно-методическом комплексом по профессии.
Электронные ресурсы урока по дистанционному обучению (для мастеров)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ_________________________________________________________________________
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ________________________________________________________________________
НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ__________________________________
Дата |
группа |
Модуль (раздел) |
Часы по ПТП Тема занятия
|
Ресурсы для проведения занятия ( вставить ссылку на скачивание данного материала или ссылка на его размещение и свободный доступ )
|
Дополнительные материалы внешние ресурсы-с интернета Предоставляется ссылка на электронную версию |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Используемые видео материалы (созданные вами ) |
Теоретический (материал для повторения пройденного на уроках теории ) |
Презентации |
Ззадания для самостоятельной работыпрактической работы |
Ззадания для контроля |
( вставить ссылки, указать рядом что именно используется: ролик, тест и т.д.) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
9 |
10
|
11 |
12 |
13 |
13. 04. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.04. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|