В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социального статуса человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным. Сейчас для формирования индустриально-инновационного развития Казахстана особую важность имеет подготовка специалистов среднего звена, где главная роль отводится техническому и профессиональному образованию, так как грамотные и образованные специалисты востребованы не только в экономике и политике, но и в любой другой сфере. Качественная подготовка рабочих кадров является острой необходимостью сегодняшнего дня и важной составляющей общего качества трудовых ресурсов и конкурентоспособности Казахстана.
Сама жизнь диктует условия и создаёт предпосылки для того, чтобы выпускники основной школы стремились к дальнейшему получению образования – среднего специального или начального профессионального, которое начинается с профессионального лицея, который предусматривает подготовку кадров по массовым профессиям технического и обслуживающего труда. От того, какие базовые знания получит человек, во многом зависит его будущее.
Профессиональный лицей № 7 управления образования Акмолинской области готовит специалистов по следующим профессиям:
«Фермерское хозяйство»
«Организация питания»
«Сварочное дело»
«Монтаж и эксплуатация зданий и сооружений»
С 2003 года учебное заведение возглавляет талантливый педагог и организатор, преподаватель высшей категории Клименко Лариса Ивановна. В системе ТиПО она трудится уже более 25 лет. Во многом благодаря огромному профессиональному опыту, энергии и инициативности Л. Клименко в лицее создана комфортная культурно-образовательная и воспитательная среда, атмосфера плодотворного творческого диалога преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся, сформирован сплочённый инженерно-педагогический коллектив единомышленников, сторонников развивающего личностно-ориентированного обучения. Поэтому в настоящее время одной из задач лицея является задача подготовки компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста.
Инженерно-педагогический коллектив лицея старается привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, ведь профессия – это успешное дело жизни. Педагоги лицея не приемлют рутины и однообразия, всегда ищут нечто новое, оригинальное и находят и используют оптимальные инновационные приёмы, методы и формы обучения. Новые технологические и содержательные подходы ориентируют инженерно-педагогический коллектив и обучающегося, в первую очередь, на умение вести диалог. Поэтому организация диалога является весьма актуальной задачей для педагогов нашего лицея, так как считают, что образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности возможно только в диалоге. Только в диалоге развивается способность критически мыслить.
Любой учащийся без общения с преподавателями, организующим его обучение и воспитание, не может стать личностью. Он должен научиться правилам жизни в социальном коллективе, приобрести социальный и нравственный опыт, обнаружить и раскрыть свою внутреннюю природу, потенциальные возможности. Для этого преподаватели и мастера производственного обучения лицея используют диалог как метод обучения, в котором происходит общение участников учебного процесса, что создает условия для обучения культуре взаимопонимания в совместном диалоге, к которым относятся: взаимопомощь, такт, уважение, умение поддерживать контакт, обеспечивать обратную связь, уважительное отношение друг к другу. Именно это закладывает в ученике механизмы самозащиты, самореализации, саморазвития.
Поэтому учащимся лицея уютно и комфортно учиться и работать с людьми, которые без лишней суеты пытаются решать их проблемы, учат жить содержательно, интересно, комфортно, с интересом к собственному самосовершенствованию. Это профессиональный коллектив, который бескорыстно, настойчиво, с большой ответственностью и необыкновенным творчеством делают доброе дело для подрастающего поколения - зам. директора по учебно-производственной работе Богучарский В., зам. директора по воспитательной работе Сарнавская О., преподаватели: Крылова Т., Субцельная Л., Клименко Г., Федоришина Л., Скороход С., Тасмагамбетова Г., Осипов В., Лебедева С., Капанова Г., Марусанич С., мастера производственного обучения – Губайдулина А., Гойко Н., Рахматуллина Н, Алдамжарова Б., Бабушбаева Г., Вершинин А, Токарь В., и молодые специалисты (многие выпускники нашего лицея) – Колесник М., Азаренко И., Науменко В., Лупу К., Мурзахметов Ж., Оразалина Т., Широкова К.
Успешной учебно-воспитательной и педагогической деятельности лицея во многом способствует хорошая материально-техническая база. В распоряжении педагогов и учащихся учебный корпус с оснащенными кабинетами общеобразовательного и специального цикла, общественно-бытовой корпус со столовой, актовым залом, библиотекой и читальным залом, пять учебных лабораторий, общежития, учебные мастерские, парк сельхозтехники, трактора различных марок. Отработка профессиональных навыков, изучение агротехники зерновых и овощных культур ведется на учебном зерновом хозяйстве.
Для проведения занятий по физической культуре, внеурочной спортивной работы имеется спортивный и тренажерный залы, спортивный городок, площадка для стритбола.
Сегодня лицей успешно сотрудничает со многими предприятиями города и района - ТОО «Орловка», ТОО «УМС», ТОО «Заречное», ТОО «СХП Каракольский», ТОО «Наргиз», кафе «Жана жол», ресторан «Сафари», ТОО «Шанырак» и др.
В лицее организована работа секций, кружков, клубов и других внеклассных объединений, которые ориентированы на творческий диалог, на проявление своих способностей среди сверстников, на умение строить отношения в большом социуме, в обществе в целом. Работает молодежная организация «ЮНИКС», молодежное крыло «Жас Отан», оперативно-молодежный отряд «Сункар», механизированный отряд «Монолит», бойцы которого работают на учебном хозяйстве лицея и в хозяйствах социальных партнеров.
Работа в этих организациях - это реальная возможность проявить себя, доказать, что молодёжь - это активные люди, будущее нашей страны, готовые претворять в жизнь смелые идеи, отдавать свою силу и энергию для дальнейшего развития независимого Казахстана.
Педагогический оптимизм преподавателей, профессиональные навыки мастеров производственного обучения, творческий отдых и внеурочная деятельность создают дополнительный импульс к учебе, постижению профессиональных знаний, умений, навыков и вселяют уверенность нам, педагогам, что каждый выпускник нашего лицея достоин признания.